История автоИстория отечественного автопрома • История автомобилестроения ГАЗ-3110
История автомобилестроения ГАЗ-3110

История автомобилестроения, или Вспоминаем о ГАЗ-3110

К моменту распада СССР Горьковский автомобильный завод оказался в незавидном положении. В отличие от своих коллег из Тольятти, которые были готовы сменить устаревшее семейство «Спутник» на более современное «десятое», у ГАЗа достойной замены старенькой Волге попросту не было. Благо, что остаться на плаву все-таки удалось. Палочкой-выручалочкой стала коммерческая техника и ГАЗ-31029, который стал символом целого десятилетия.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 1 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

Ни о каком технологическом прорыве в случае с ГАЗ-31029 говорить не приходится. Новая модель получилась в результате банальной модернизации обычной «двадцать четвертой» Волги. Но это как раз тот случай, когда автомобиль появился в нужное время и в нужном месте.

Спрос на «двадцать девятую» в начале девяностых был просто огромным. Дошло до того, что ГАЗу пришлось перейти на режим работы в три смены, что для бывшего советского завода было беспрецедентно. Ажиотажный спрос объяснялся просто – долгие годы миллионы советских автолюбителей мечтали о престижной Волге, и когда автомобили Горьковского завода появились в свободной продаже, многие воспользовались возможностью исполнить свою давнюю мечту. И то, что конструкция ГАЗ-31029 была откровенно устаревшей, преградой не стало. Скорее, наоборот – ремонтопригодность и приспособленность к суровым условиям эксплуатации стали одним из козырей автомобиля.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 2 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

Радость, к сожалению, была не долгой. Уже через пару лет после старта продаж «двадцать девятой» автолюбители стали жаловаться на ужасное качество изготовления и сборки. «Газовцы» винили в этом поставщиков комплектующих, которые, пользуясь отсутствием достойной конкуренции, действительно, иногда поставляли на конвейер откровенный брак. Но и сами заводчане были не безгрешны.

Производственный уровень на ГАЗе упал катастрофически – на «гулявшие» кузовные зазоры никто не обращал внимания, а сами кузова зачастую красили «прямо по железу», не утруждая себя нанесением грунта. Неудивительно, что уже после первой зимы «двадцать девятые» покрывались рыжими пятнами, а через 3-4 года эксплуатации в суровом климате и вовсе прогнивали до дыр.

Серьезный удар по имиджу самого престижного отечественного автомобиля нанесли и иномарки, хлынувшие в начале девяностых годов в постсоветские страны. Очень быстро автолюбители поняли, что вместо устаревшей и плохо собранной Волги можно приобрести пусть и поездившую по Европе, но все еще приличную иномарку, которая не будет докучать «детскими болезнями». Свою роль сыграло и то, что многие немецкие автомобили к тому времени имели оцинкованные кузова, благодаря чему даже в шести-семилетнем возрасте выглядели заметно лучше годовалых ГАЗ-31029. Одним словом, буквально в одночасье Волга из символа власти и богатства превратилась в просто автомобиль. Причем автомобиль далеко не самый лучший и желанный.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 8 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

К счастью для ГАЗа, к моменту падения спроса на «двадцать девятую» в полную силу заработал проект «ГАЗель». Неприхотливый и быстро окупаемый коммерческий автомобиль стал локомотивом, потянувшим за собой весь Горьковский автомобильный завод. И именно благодаря «ГАЗели» заводчане смогли вложить порядка 150 миллионов долларов в обновление производственных мощностей. На ГАЗе появились новые штампы и пресс-формы.

Попутно был налажен выпуск агрегатов, которые в перспективе должны были появиться на новой модели ГАЗ-3110. Часть из них, кстати, были опробованы еще на «двадцать девятой». Уже в середине девяностых годов на дорогах можно было встретить ГАЗ-31029, оснащенные гидроусилителем руля, дисковыми передними тормозами и 15-дюймовыми колесами.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 3 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

В 1997 году на дороги выехали первые ГАЗ-3110. Поскольку самые крупные и дорогостоящие штампы в ходе подготовки к выпуску новой модели заменены так и не были, автомобили «десятого» семейства по-прежнему напоминали бессмертный ГАЗ-24 образца 1968 года. Разве что переработанные передняя и задняя части говорили о том, что это действительно новая модель. Хотя те же передние фары без всяких изменений были взяты с ГАЗ-31029.

Свою порцию критики ГАЗ-3110 получил и от знатоков автомобильной истории. Последние посчитали, что радиаторная решетка с характерной перемычкой посредине скопирована с итальянского автомобиля Lancia Beta Trevi. Да и в целом пропорции российского и итальянского автомобилей были схожи. Зато сзади старушку-Волгу было не узнать. Крупные блоки фонарей сделали автомобиль более современным и наконец-то позволили забыть о номенклатурном прошлом.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 5 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

Хватало и менее заметных, но куда более полезных для обычных автолюбителей новшеств. Крышка багажника, например, как и на первой Волге ГАЗ-21, была опущена почти до заднего бампера, что облегчало погрузку и разгрузку тяжелых и габаритных вещей. Запасное колесо в свою очередь переехало на специальный подиум, размещенный в глубине багажника. Заметно увеличился и бензобак. На ГАЗ-3110 его объем возрос до 70 литров, что, учитывая аппетит автомобиля, пришлось весьма кстати.

В 2000 году получившая новые бамперы «десятка» стала выглядеть еще современнее. Хотя, если сравнивать отечественный седан с европейскими одноклассниками, то невооруженным глазом было заметно, насколько ГАЗ-3110 устарел. По большому счету, во многом это по-прежнему был автомобиль из шестидесятых годов уже прошлого века.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 4 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

Не спас положение и новый салон. Современная комбинация приборов, пухлое рулевое колесо и торпедо из мягкого пластика смотрелись симпатично разве что в сравнении с интерьером «двадцать девятой». К тому же инженерам ГАЗа так и не удалось победить один из врожденных недостатков Волги – несоосность рулевой колонки и комбинации приборов. Не радовало и то, что даже в новом веке покупатели ГАЗ-3110 не могли рассчитывать на подушки безопасности, электроприводы зеркал и кондиционер. Благо, что остались еще автолюбители, в полной мере вкусившие советскую технику, которые готовы были стойко терпеть все недостатки.

Технические характеристики ГАЗ-3110

Двигатель новая Волга получила от ГАЗ-3105, который так и не добрался до конвейера. Бензиновый четырехцилиндровый агрегат ЗМЗ-4062.10 имел шестнадцать клапанов, распределенный впрыск, электронное управление и при объеме в 2,3 литра выдавал 150 лошадиных сил.

И все бы ничего, но к моменту постановки ГАЗ-3110 на конвейер Заволжский моторный завод не смог наладить выпуск требуемых объемов двигателей, в результате чего часть автомобилей получила устаревший силовой агрегат ЗМЗ-402. Благо, что проверенный временем карбюраторный двигатель многих покупателей ГАЗ-3110 не только не отпугнул, а напротив, привлек. На то, что Волге с карбюраторным «сердцем» явно не хватало динамики, просто старались не обращать внимания. Равно как и на огромный расход топлива, нередко превышающий 15 л/100 км.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 9 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

А вот терпеть тяжелый руль владельцы отечественных автомобилей уже больше не могли. Так что ГАЗ-3110 с самого старта производства стал оснащаться гидроусилителем, благодаря которому вращать «баранку» стало легче. Кроме этого рулевое управление «десятки» стало более отзывчивым. Вместо прежних четырех с половиной оборотов «от упора до упора» теперь требовалось совершить всего лишь три с половиной. Как итог – Волга стала четче реагировать на повороты руля и поехала чуть интереснее. Об информативности рулевого управления, впрочем, речь все равно не шла.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 7 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

В 2001 году ГАЗ открыл новый окрасочный комплекс, позволявший окрашивать автомобили двухкомпонентными металлизированными эмалями. Теперь Волги были меньше подвержены коррозии и в целом стали выглядеть более привлекательно. Параллельно инженеры и испытатели пытались решить имеющиеся проблемы с управляемостью. Архаичные шкворни в передней подвеске были заменены на шаровые опоры, а сзади наконец-то появился стабилизатор поперечной устойчивости.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya avtomobilestroeniya gaz 3110 6 | История автомобилестроения ГАЗ 3110 | Волга 3110

Но даже этого было явно недостаточно, чтобы превратить ГАЗ-3110 в современный конкурентоспособный автомобиль. Еще через год автомобиль сменил «прописку». Небольшое количество автомобилей было выпущено на производственных мощностях симферопольского предприятия Крымавтогазсервис, после чего сборка была налажена на Кременчугском автосборочном заводе.

В 2004 году ГАЗ-3110 был в очередной раз модернизирован. На этот раз – последний. Автомобиль стал современнее не только визуально, но и технически. Однако всем было понятно главное – время Волги уже прошло.

© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены

Метки: