История микроавтобуса Старт

Автомобиль из «Кавказской пленницы», или История создания микроавтобуса Старт

В 1967 году произошло знаменательное событие для советского кинематографа – в прокат вышла культовая картина «Кавказская пленница». И раз за разом пересматривая великолепный во всех смыслах фильм, миллионы советских граждан задавались вопросом «Что за автомобиль попадает в кадр в конце картины?». Предположений было много. Одни считали, что это какая-то неизвестная иномарка, увидеть которую на просторах Союза больше не удастся, другие были уверены, что это отечественная предсерийная модель, которая вот-вот будет запущена в производство.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya sozdaniya mikroavtobusa star 1 | История микроавтобуса Старт | История микроавтобуса Старт

Кто был прав? Мелькнувший в комедии Гайдая микроавтобус все-таки был советским. Вот только, несмотря на опередивший свое время дизайн и проявленный к нему огромный интерес, массовым он так и не стал. Впрочем, давайте обо всем по порядку. Своим появлением Старт обязан нескольким энтузиастам из Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ).

Сконструировав и построив прицеп-дачу, кузов которой был изготовлен из стеклопластика, коллектив инженеров решил замахнуться на настоящий автомобиль. Местное начальство идею поддержало, после чего при экспериментальном участке предприятия был создан соответствующий отдел. От стекловолокна в качестве материала для кузова было решено не отказываться. А для того чтобы учесть специфику не слишком популярного на то время материала, к работе над проектом было привлечено несколько выпускников ХАДИ.

Тем не менее в первое время работавший над Стартом коллектив занимался скорее не созданием самого автомобиля, а доведением до ума технологий изготовления кузова из стеклопластика. Благо, что выполненный в масштабе 10:1 макет микроавтобуса партийное руководство одобрило практически сразу же, благодаря чему работа над Стартом по советским меркам продвигалась очень быстро. Вскоре был изготовлен полноразмерный гипсовый макет автомобиля, после чего создание первого предсерийного образца стало лишь делом времени.

И этого самого времени у заводчан, как оказалось, было в обрез. Презентацию автомобиля было решено приурочить к заседанию коллегии Госкомитета автопрома СССР, что определило авральные темпы доводки автомобиля. Несмотря на это, рамный микроавтобус с агрегатами от ГАЗ M-21 с легкостью добрался из Луганска в Москву, после чего познакомиться с ним смогла не только партийная элита, но и обычные граждане. Выставленный на ВДНХ первый Старт продемонстрировали даже Никите Хрущеву. Первому секретарю ЦК КПСС необычный микроавтобус понравился, что дало Старту «зеленый свет».

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya sozdaniya mikroavtobusa star 2 | История микроавтобуса Старт | История микроавтобуса Старт

Первые 50 экземпляров на САРБе были выпущены уже в 1964 году. Один из этих микроавтобусов впоследствии и отправился на «Мосфильм». Еще один Старт в качестве подарка получил первый секретарь ЦК КП Украины Петр Шелест. Повезло и украинским телевизионщикам. Оборудованный громкоговорителем и несколькими антеннами Старт получила Луганская областная телестудия. Казалось бы, еще пару лет – и Старт должен разъехаться по всему огромному Советскому Союзу. Но не сложилось.

За три следующих года на агрегатах списанных Волг-такси было создано еще около 50 микроавтобусов. Большая часть из них использовалась в качестве маршрутных такси, но чем дальше, тем сильнее проявлялся основной недостаток Страта – недостаточная жесткость конструкции. В сочетании с нестабильностью стеклопластика при перепаде температур это приводило к образованию трещин. После этого эксплуатировать микроавтобус дальше было практически невозможно.

К тому же в 1964 году один из авторов проекта Старта, а именно А.С. Антонов, был переведен в совнархоз Донецка. Следом за чиновником на одну из донецких автобаз переехала и дублирующая оснастка, необходимая для производства автомобиля. Используя готовую контрформу, в Донецке изготовили еще около 10 микроавтобусов, получивших имя «Донбасс». Но очень скоро высокая трудоемкость и проблемы технологического характера вынудили остановить работу.

Оказалось, что при мелкосерийном производстве микроавтобус должен стоить вдвое дороже обычной Волги, что с крайне низким ресурсом стеклопластикового кузова Старта не давало шансов на массовое распространение.

К 1966 году производство Стартов на САРБе было свернуто практически окончательно, после чего за дело взялся Луганский автосборочный завод. Изготовив своими силами оснастку для производства микроавтобуса, на ЛАСЗе смогли осилить 20 кузовов. Каждый из них выклеивался практически вручную. Вот только к этому времени Минавтопром СССР окончательно разочаровался в проекте Старт, после чего поддержка со стороны государства прекратилась. Была остановлена и поставка необходимых для сборки Стартов машинокомплектов с Горьковского автозавода.

istoriya otechestvennogo avtoproma  | istoriya sozdaniya mikroavtobusa star 4 | История микроавтобуса Старт | История микроавтобуса Старт

Старт был с легкостью заменен пусть и не такими эффектными, но куда более доступными рижскими и ульяновскими микроавтобусами. Однако появившийся в начале 60-х годов автомобиль навсегда вписал свое имя в автомобильную историю. Помнить о Старте с его опередившим время стеклопластиковым кузовом будут как минимум до тех пор, пока на экранах будет мелькать вечная «Кавказская пленница».

© rusavtoplus.ru, 2013-2017 | Все права защищены

Метки:
Вверх→
←Вниз