Автотюнинг • Тюнинг функции гоночного автомобиля
Тюнинг функции гоночного автомобиля

Тюнинг автомобиля. Автоспорт и эргономика

Какое место занимает эргономика в мире автоспорта? Какие удобства нужны водителю гоночного автомобиля как воздух, а какими благами можно пожертвовать? Когда речь заходит о результатах и рекордах на гоночной трассе, то красота внутреннего убранства салона отходит даже не на второй план, а, пожалуй, на третий. Но все же остается необходимый минимум удобств, который для пилота необходим. Но направлен этот минимум совсем не на эстетику, а на максимальную функциональность, надежность и безопасность.

tyuning  | tyuning funkcii gonochnogo avtomobilya 1 | Тюнинг функции гоночного автомобиля | Тюнинг автомобиля

Первым элементом эргономики спортивного автомобиля, давайте рассмотрим гоночное сиденье. В этот элемент интерьера вложено огромное количество инженерных мыслей. Для производства гоночных сидений используют самые современные материалы, чтобы придать ему необходимую прочность, легкость и удобство. Наибольшей площадью своего тела, водитель соприкасается именно с сиденьем.

По этому, как ощущается сиденье, так ощущается и автомобиль. От положения тела в гоночном кресле, так же, зависит, насколько эффективно пилот сможет использовать ресурсы своего тела, для управления автомобилем. Так что компромисс тут может быть только один.

Создано оно для максимальной мобилизации ресурсов организма, а не для комфортной поездки на дальнюю дистанцию. Конечно, существуют такие гонки как ралли Париж – Дакар или 24 часа Ле-Мана, во время которых экипажи едут без остановки долгое время, но о них мы сейчас речи не ведем, у них подход к изготовлению сидений особый. В большинстве автомобильных соревнований, пилот проводит в кокпите автомобиля не более 40 минут.

Вторым по важности элементом эргономики гоночного автомобиля, можно назвать рулевое колесо. Расположение рулевого колеса в гоночном автомобиле всегда ближе к водителю, чем в городском. То есть руки у пилота спортивной машины всегда согнуты сильнее. Это нужно для того чтобы быстрее и легче менять направление движения. Так же зачастую рулевое колесо, предназначенное для автоспорта, имеет материал обивки схожий с замшей. Это сделано для того, чтобы руки не скользили по поверхности руля. Конечно, такая обивка не практична и не долговечна, но в мире автоспорта долговечность далеко не первая по важности вещь.

tyuning  | tyuning funkcii gonochnogo avtomobilya 2 | Тюнинг функции гоночного автомобиля | Тюнинг автомобиля

Далее давайте рассмотрим процесс переключения передач. В мире автогонок судьбу золотых медалей могут решить сотые доли секунды. Поэтому плавное переключение с первой на вторую передачу с небольшой задержкой на «нейтралке» не вписывается в концепцию управления гоночным болидом. Соответственно необходимо этот процесс ускорить до предела. Условно переключение передачи можно разделить на два этапа. Первый — это время необходимое на перенос руки от руля к рычагу переключения.

Второй — это время, обходимое на само переключение. Ускорить вторую часть достаточно не просто. По большому счёту, для этого есть только один способ — применение секвентального механизма переключения. То есть переключение передачи, например, с первой на вторую происходит движением рычага назад, после чего он сам возвращается в исходное положение. Со второй передачи на третью — точно таким же движением, и так далее.

tyuning  | tyuning funkcii gonochnogo avtomobilya 4 | Тюнинг функции гоночного автомобиля | Тюнинг автомобиля

Аналогична схема переключения передач в сторону понижения. Таким образом, мы полностью исключаем движение рычагом в сторону. Вот и экономия времени. Как правило, коробки передач, оснащенные таким механизмом выбора, имеют кулачковую систему включения передачи. Это позволяет переходить с одной передачи на другую, не нажимая на педаль сцепления. Это тоже экономит время. Как же быть с первой составляющей? Тут всё гораздо проще. Решение задачи кроется в переносе рукоятки рычага переключения на расстояние 20-25 сантиметров от руля и на высоту оси рулевого колеса при включенной нейтральной передаче.

tyuning  | tyuning funkcii gonochnogo avtomobilya 3 | Тюнинг функции гоночного автомобиля | Тюнинг автомобиля

Далее, давайте спустимся на нижний этаж управления автомобилем и, посмотрим, как работают ноги пилота. По сути, больших отличий от работы ног рядового водителя тут нет. Но только до тех пор, пока идет набор скорости и передачи переключаются от низшей к высшей.

Представьте, что вы несетесь на полной скорости к очень крутому повороту на четвертой передаче. Ваша задача затормозить до скорости, ну например, 30 км/ч, и начать проходить поворот. В автоспорте повороты на нейтральной передаче не проходятся, практически, никогда. То есть в момент торможения Вам необходимо включить вторую передачу. Тут то и возникают ложности.

Для того чтобы все прошло «гладко», после выключения передачи, необходимо выровнять угловые скорости первичного и вторичного вала коробки передач. Сделать это можно в этой ситуации только нажатием на педаль газа. Но вот незадача: правая нога в это время изо всех сил давит на педаль тормоза. Выход один: давить на обе педали одновременно. Для этого форму акселератора меняют. Нижнюю половину поверхности педали немного наращивают в сторону педали тормоза. Делается это таким образом, чтобы пилот, не снимая ноги со средней педали, смог наружной частью стопы нажать на акселератор.

Ну и самое главное, что должно быть всегда под рукой пилота гоночного автомобиля — это кнопка аварийного отключения массы проводки всего автомобиля. Это нужно для предотвращения возгорания при аварии.

© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены

Метки: