Ищем особенное германиевое звучание — апгрейд «Аккорд-201 стерео»
Здравствуйте, увлеченные музыкой читатели нашего автожурнала.
Наслышанные об особенном германиевым звучании появилось любопытство — «Как же действительно играет германиевый усилитель?» Начать разбираться в этом вопросе помог старый «Аккорд-201» который был в наличии. Подключили аппарат в сеть, подали сигнал с CD и услышали, как Вы уже догадались ужасную какофонию.
И это то, что многими признано как — «Интересный и необычный звук». Что не понравилось:
- Обычное звучание дешевого маломощного транзисторного усилителя
- Шумит довольно сильно
- При включении неприятный щелчок — «пук».
Начинаем разбираться, что не так. Высохшие электролиты, это понятно, меняем. Ага, в германиевой парадигме замечен КТ315 — удаляем вместе с неудачным тембр-блоком. А что остается?
А остается почти в первозданном виде схема разработанная Хун-Чан Лином в 1956 году. «Простая, элегантная и при этом хитроумная (Википедия)» — двухкаскадная схема Лина просто создана для германиевых транзисторов.
Первый входной каскад на одном транзисторе, усиливает напряжение. Второй выходной каскад — составной транзистор на паре Шиклаи в верхнем плече и составной транзистор на паре Дарлингтона в нижнем. Терморезистор (в последствие заменили на диод Д9) — термостабилизация выходного каскада. В оригинальной схеме используется три петли ОС — петля ООС, вольтодобавка, петля стабилизации напряжения средней точки эмиттерного повторителя. Вот и вся схема. В таком варианте звучание понравилось намного больше. Появилось желание с ним повозиться.
Для анализа скачайте схемы УНЧ «Аккорд-201 стерео» и Х.Ч. Лина:
Заменили VT1 (МП25А) в усилителе напряжения на более высокочастотный П416. Заменили VT4 (МП25А) на малошумящий МП39Б. П213-е остались родными. Эмиттерные одноомные резисторы в выходных каскадах решено тоже убрать (в оригинальной схеме Лина их нет). Увеличили электролиты и выставили рабочие напряжения. ООС пришлось убрать. Даже с небольшой ООС — звук не понравился. В таком виде макет заиграл просто отлично. При включении щелчка нет, а шума практически не слышно. Такой усилитель захотелось иметь в коллекции. Получилась следующая схема:
Под неё развели печатную плату с размерами 140 на 75мм сразу на два канала. Термостабилизирующие диоды разместили между аккордовскими радиаторами, которые можно заменить 3мм алюминиевыми уголками с прикрученными небольшими любыми радиаторами.
Выпилили три дощечки в которых фрезеровали и просверлили все отверстия. По верхнему краю сделали 5мм углубление, чтобы скрыть острый край будущей декоративной алюминиевой решетки:
Склеили и обработали также как другие поделки нашего автожурнала:
Прикрутили печатную плату, сделали все соединения. Блок питания с увеличенными электролитами (по 10000 мкФ на канал) перекочевал с «Аккорд-201». Общая емкость в сглаживающих фильтрах получилось 300000 мкФ. С такой подпиткой трансформатор с Аккорда уже можно использовать. Но практика показала, что лучше поставить тороидальный трансформатор с вторичной обмоткой от 3 А. На чувствительной акустике бас заметно увеличится. Вместо индикаторной лампочки — светодиод.
Габаритные размеры готового изделия: ширина — 175мм, высота — 100мм, глубина — 235мм.
По центру над платой прикрутили алюминиевую полоску шириной 20мм, толщиной 2мм. Тем самым достаточно увеличили жесткость декоративной алюминиевой решетки.
Простой и неказистый с виду усилитель уверенно раскачал акустику Klipsch R-28F радуя хозяев действительно интересным и необычным германиевым звуком. При этом радиаторы почти не нагреваются. Фона нет. Верхов при использовании азиатского ЦАП предостаточно.
Вот такой незамысловатый получился апгрейд «Аккорд-201».
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены