Аудиофилия • Акустика для лампого УНЧ
Акустика для лампого УНЧ

Акустика для лампового усилителя. Часть 1

Добрый день дорогие читатели автожурнала. Прежде чем делать ламповый усилитель и тем более под него акустику, ответьте на вопрос: «Для какой музыки собирается усилитель, да ещё и на лампах?»

Два мира, или главная задача аудиофила

Не секрет, что современные микросхемы и мощные транзисторы с невероятной точностью и убийственной громкостью могут воспроизвести электронную, клубную и рок-музыку.

И плевать, что это не соответствует каким-то канонам аудиофилии. Зато децебельное море драйва заставляет сердце биться чаще, а под действием адреналина движения становятся легче и ритмичней. Музыка становится допингом, заряжая чувством силы.

Но с возрастом все это притупляется, становится неинтересным, музыка включается всё реже и реже. Нет, с Вами конечно такое не случится 🙂

Открыть для себя новый мир звуковых ощущений, вернуть сильные эмоции – вот главная задача аудиофильской аппаратуры. Соответственно источник звука, усилитель и акустика должны максимально приближаться к естественному звучанию живых музыкальных инструментов. Это единственная цель ради чего стоит затевать самодельщину.

audiofiliya  | akustika dlya lampogo unch1 | Акустика для лампого УНЧ | Акустика

Вот почему становится интересным ламповый УНЧ с более чем скромными параметрами, но обладающий живым звучанием. Вот почему до сих пор ценен старинный динамик с большим бумажным диффузором.

Столкновение этих двух мировоззрений выливается на форумы в виде бесконечных споров, запутывая умы молодых аудиофилов. Сталкиваются не только противоположность взглядов, возникает противоречие схемных и конструктивных решений. Например с легкостью ради оригинального звука отключаются обратные связи (прощай линейность) и используются высокодобротные динамики (прощай низы) и т.д.

После проделанной работы появляется аппаратура, иногда с жуткими искажениями на некоторых участках АЧХ, в принципе не способная воспроизводить тяжелую музыку с нужной степенью драйва. Но божественно играющая партии классических инструментов, джаз и вокал. Слышно все: атмосферу зала, дыхание исполнителя, затухающую вибрацию струны, слышны звуки о которых раньше и вовсе не имел понятия. С пониманием мастерства исполнителя приходит эстетическое наслаждение, а это дорого стоит.

Есть ещё один фактор играющий важную роль. Это помещение в котором прослушивается музыка. Если Вы обладатель большой (от 30 м2) комнаты с Золотым сечением, обставленной только мягкой мебелью, с персидскими коврами на стенах за которыми не живут соседи, и при этом импонирует тяжелая музыка, то приобретение современного комплекта аудиотехники не составит большого труда.

Мы же попытаемся получить интересный, в какой то степени приближенный к естественному звучанию, звук в небольшой комнате (от 10м2), используя простые в расчете и изготовление решения.

Не переоценивая своих возможностей строим планы

Самая простая акустика подходящая для лампового УНЧ это просто лист фанеры, где посередине располагается широкополосный, высокодобротный динамик. Плюсы такой открытой АС очевидны — движению диффузора не мешает давление воздуха. Легко отыгрываются малейшие нюансы звука, с хлестким и скоростным ритмом барабанов. Минусы – размер листа фанеры 2х3 метра.

audiofiliya  | akustika dlya lampogo unch2 | Акустика для лампого УНЧ | Акустика

И было бы куда не шло, повесить его на стеночку, но нет щит нужно расположить не менее метра от стены. А еще стойку с аудио техникой поставить и прочую мебель, в маленькой комнате место самому аудиофилу уже не останется 🙂

Технологически сложная лабиринтная и рупорная акустика имеет также немаленькие размеры. С фазаинверторной акустикой также все плохо. Звучание маленьких колонок нас не устроит, большие не прокачают слабенький однотакт.

Но вернемся к нашему щиту. Кому-то в голову пришла здравая мысль свернуть щит в ящик. И, «О, ля-ля!», появилась новая, вернее хорошо забытая открытая акустика — ОЯ (открытый ящик).

audiofiliya  | akustika dlya lampogo unch3 | Акустика для лампого УНЧ | Акустика

Конечно размеры чтобы получить басы все таки великоваты. Да и делать колонку ОЯ высотой более метра, чтобы вставить 2-4 ватный динамик это не комильфо. Но для 100-200гц размеры приемлемы, а низы догоним сабвуфером.

P.S. Получается, что оптимально для маленького помещения – трифоник.
Продолжение следует…

© rusavtoplus.ru, 2013-2019 | Все права защищены

Метки: