Простой способ настройки фазоинвертора с уточнением внутреннего объема АС. Часть 4
Здравствуйте читатели автожурнала. В процессе согласования трифоника мы столкнулись с необходимостью увеличить эффективность сабвуфера. Правильно настроенный фазоинвертор достаточно эффективное средство для увеличения КПД низкочастотного диапазона акустической системы.
Данный практический способ не займет много времени, очень простой, но дает максимально точный результат. Например интересная расчетная программа BassPort нам выдала похожие результаты, но все таки с погрешностью 2-7 см. Почему?
В процессе расчета необходимо учитывать массу факторов: объем фазоинвертора, динамиков, кроссовера-усилителя, звукопоглощающего материала, распорок, наполнителя, герметика, толщину стенки туннеля и т.д. Учесть и точно измерить эти порой изменяющие факторы очень сложно. Эти факторы неизбежно влияют на внутренний объем АС и на зависящую от него длину туннеля фазоинвертора.
Для упрощения процесса вычислений быстренько свояли программу-шпаргалку «Настройка ФИ», которую предлагаем скачать:
На начальном этапе соберем простейшую представленную схему:
Сложность может возникнуть только с подбором измерительных приборов — как не всякий генератор выдает 20вольт сигнала, так и не каждый китайский тестер может измерить переменное напряжения 100мВ. Простое решение проблемы использовать в качестве генератора — ПК с установленной соответствующей программкой и далее усилив сигнал любым УНЧ, а в качестве переменного вольтметра используем тот же тестер с любым диодным мостом на входе и установив переключатель на постоянку.
С отличным программным генератором поможем:
1. Определим резонансную частоту акустической системы ЗЯ
Все готово для измерений? Прежде чем измерять давайте заполним внутренний объем распушенной ватой и закроем все отверстия превратив тем самым АС в закрытый ящик (ЗЯ). Без ваты наверное никак. Заполнитель понижает резонансную частоту, уменьшая искажения. Но тут лучше не переборщить — пострадает артикуляция, исчезнет тот быстрый хлесткий драйв присущий джазовым композициям.
В нашем частном случае сабвуфер конструктивно делятся на два равных отделения. Отделение с динамиком полностью заполнили распушенной ватой, а отделение с германиевым УНЧ оставили без изменения.
Начинаем измерять. Напряжения один раз выставив — не трогаем. Изменяем только частоту генератора от 20гц до 100гц с шагом 1гц, записывая показания вольтметра и частоты. В этом диапазоне частот максимальные показания вольтметра будут соответствовать резонансной частоте акустической системы ЗЯ (Fc).
2. Определим расчетную длину туннеля
Определяемся с типом порта ФИ — самые простые прямоугольные ли круглые. В качестве порта ФИ удобно применить старые пластиковые канализационные трубы (черные), хотя возможно это дело может дурно пахнуть 🙂
Выбрав площадь ФИ проверти его значение в программе BassPort на максимальную скорость воздуха в порте (должно не более 25м/с, меньше лучше). Звук давления воздуха в туннеле — не самое лучшее звучание.
Получив расчетную длину туннеля изготавливаем порт ФИ. Мы использовали пластиковую трубу диаметром 55мм вырезав фрезой (не дорогой набор фрез от 18 до 65мм) отверстие. В отверстие пока без клея вставляем трубу.
3. Уточняем длину туннеля
Снова подключаем нашу схему. Акустическая система с ФИ имеет уже два пика. Нас интересует минимальные показания вольтметра между пиками (Fb). Вводим в шпаргалку частоту соответствующую минимальным показаниям вольтметра и получаем уточненную длину туннеля.
По полученным размерам укорачиваем трубу и уже на всегда садим на клей. В нашем случае пришлось обработать фрезером край отверстия на лицевой съемной панели.
Правильно настроенный фазоинвертор не бубнит, радуя хозяев хорошим низкочастотным звучанием.
P.S. А вату из него все-таки выкинули и … вздохнули с облегчением.
Продолжение следует…
- Часть 1. Акустика для лампового усилителя
- Часть 2. Музыкальный сабвуфер для лампового усилителя
- Часть 3. Германиевый сабвуферный усилитель
- Часть 5. Сателлиты для лампово-германиевого трифоника
- Часть 6. Согласуем трифоник, или танцы с бубнами
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены
Метки: Фазоинвертор