Аудиофилия • Первый ламповый усилитель
Первый ламповый усилитель

Первый ламповый усилитель на ЕСС85 и 6П14П-ЕP

Будем здоровы дорогие аудиофилы. Пришло время сделать усилитель. А какой?
Желательно с максимально качественным звуком (будущий эталон для сравнения с другими конструкциями). Не сильно сложный – все-таки это первый усилитель и не сильно дорогой, а вдруг не получится. В выборе между германием и лампой победила — лампа. Решено, берем простую схему — однотактный Вильямсона, добавив для красоты индикаторную лампу. Самые качественные из доступных (лампа + панелька) оказались 6П14П-ЕP (аналог EL84) и ЕСС85 (TUNGSRAM) и индикатор – 6Е1П.

audiofiliya  | 6p14 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Начинаем с изготовления корпуса, так как предстоит паять навесным монтажом.
Расположив на верхней панели все элементы, получаем будущие габаритные размеры корпуса: ширина и длина 240мм, высота 60мм.
Под эти размеры распилили сосновый мебельный щит шириной 300мм.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel1 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel2 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

До склейки, в деталях корпуса, дрелью и пером делаем в нужных местах углубления под регулятор громкости, выключатель, панельки ламп и разъемы.
Четырьмя струбцинами и двумя ленточными стяжками, стягиваем хорошо проклеенные детали корпуса. Использовали Premium клей для дерева Titebond 2. После высыхания клея фрезеруем углы корпуса.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel3 1 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel3 2 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Переходим к лакокрасочным работам. Для получения равномерного цвета, сначала корпус покрыли водной морилкой (махагон), после высыхания Pinotex Ultra (рябина). Если покрыть только морилкой или только Pinotex, то будут пятна, все-таки мебельный щит набирается из разных кусочков дерева.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel4 1 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel4 2 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Если нет воздушного компрессора, то баллончик турецкого яхтового лака Kudo просто находка (применили шелковисто-матовый). Несколько слоев лака на корпус и один-два слоя на советские конденсаторы, предварительно натерев их мелкой наждачной. Баллончика на всё должно хватить.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel5 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

После высыхания лака прикручиваем все разъемы, панельки, конденсаторы, трансформаторы, дроссель, выключатель, сдвоенный переменный резистор и диодный мост. Далее переходим к навесному монтажу.

Навесной монтаж

Оказалось правильным и очень удобным применить землю в виде двухмиллиметрового медного провода, охватывающего весь корпус от левого выхода на акустику, до правого. Отсутствие фона, возбуждения и т.д. в готовом усилителе подтвердило правильность такого решения. Также этому способствовало применение в виде дросселя, старого советского запускающего трансформатора ламп дневного света. И конечно свою роль сыграло расположение входных цепей как можно дальше от силовых и выходных.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel6 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Радиодетали максимально влияющие на звук:

  • Три советские керамические ламповые панельки (для индикатора гетинакс)
  • Межкаскадный конденсатор С4 слюда КСО 500V (хрустальные верха)
  • Межкаскадный конденсатор С3 WIMA 1500V (основа)
  • Катодный конденсатор С2 PHILIPS 220мкф 40V
  • Катодный конденсатор С5 PHILIPS 1000мкф 40V
  • R2, R6 старые «зеленые» угольные ВС по 0.5Вт, все остальные МЛТ-2.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel7 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Использовали выходные трансформаторы — ТВЗ-Ш ИП4.730.015 1971г., а силовой подобрали подходящий по напряжению и току.

Трансформаторы накрыли кружками из нержавейки с удалёнными ручками. Для вентиляции рядом с трансформаторами и в кружках сделаны отверстия.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel8 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Собраный усилитель заработал сразу и заиграл неплохо. Проверенная десятилетиями схема не могла не заработать. Но нам по возможности нужен максимально качественный, эталонный звук.

Для этого было спаянно нагрузочное сопротивление на 4ом 25Вт и собран не дорогой компьютер с малошумящей звуковой картой Creative SB ST4810 стерео.

Установили ПО «Комплекс Шмелёва». По встроенному в комплекс спектроанализатору, регулируя по очереди анодные и катодные резисторы (временно заменили на переменные), добивались наименьших значений КНИ и ИМД. Без «Комплекса Шмелёва» на слух такое никогда не повторить. Только резистор обратной связи R12 установили на слух, по своему вкусу. Более подробно настройку усилителя опишем в другой статье.

audiofiliya  | pervyy lampovyy usilitel9 | Первый ламповый усилитель | Ламповый усилитель

Переходим к прослушиванию. Первым как патриоты, поставили диск Дидюли: Однажды сегодня.
В этом альбоме чередуются виртуозное исполнение на гитаре с множеством других, порой неожиданных звучаний. Игра на медном инструменте Ханг просто заворожила.
Прослушав на одном дыхание альбом Дидюли, захотелось услышать живой звук других инструментов:

  • 2Cellos — Let There Be Cello [24bit Hi-Res] (2018) Виолончель.
  • Chris Botti — Playing by Heart (with Chet Baker, John Barry) 1999 Труба.
  • Flamenco Passion (2018) Гитара.
  • Fabio Tullio — Cocktail Sax (2018) Саксофон.

С потрясением от качества звука пришло понимание, на сколько хуже играют музыку серийные ресиверы, дешевые усилители и т.д. И как много мы теряем эстетического удовольствия!

P.S.
Частенько на форумах на подобные схемы попадаются комментарии: «Дескать раз сделано из телевизионных запчастей, то и играть будет как телевизор». Что касается данного усилителя, то да, драйверная лампа ЕСС85 действительно была замечена в осцилографах специально предназначенных для настройки телевизоров в венгерских телеателье:)

А улучшенная версия «телевизионной» 6п14п с префиксом ЕP ближе всего подходит к известной в аудиокругах EL83. Да и схема Вильямсона применялась в горячо любимых в свое время радиолах, а не в телевизорах с его КТ315 на входе.

Но даже если, используя «телевизионные» 6П1П, 6П2П или 6П23П в дайвере и выходные 6П14П, 6П43П на пару с ТВ3-9, и всё таки спаять эту удачную схему, то получится не просто занятная самоделка. Вы откроете для себя целый мир новых звуков и ощущений.

Помимо ставших уже привычными клубных и дискотечных композиций, Вы услышите насколько пронзительным может быть голос саксофона или трубы, очаруетесь звучанием скрипки и виолончели, а живая игра струн на акустической гитаре точно не оставит Вас равнодушным!

© rusavtoplus.ru, 2013-2019 | Все права защищены

Метки: