Нужен ли автомобилю водитель
Немного найдется новшеств, которые вторглись бы в нашу жизнь так же властно, как автомобиль. Это обусловлено многими его положительными качествами: большой мобильностью, высокой скоростью доставки грузов и пассажиров, хорошей приспосабливаемости к различным условиям, возможностью доставки грузов с мест производства к потребителям без перегрузки и т. и.
Появившись на свет более столетия назад, автомобильный парк мира непрерывно растет и в настоящее время насчитывает только в США свыше 250 млн. автомобилей.
Улицы городов переполнены различным транспортом, вследствие чего водителям необходимо перестраиваться во время движения, обгонять, объезжать, а также выполнять массу прочих сложных маневров. Все это требует от автомобилиста постоянного и напряженного внимания. Облегчить труд водителей, повысить безопасность движения на дорогах — вот основная проблема, над которой работают специалисты различных профессий.
Каждый из нас хорошо представляет работу водителя. Ему приходится следить за светофором и действиями регулировщика, наблюдать за потоком машин, мчащихся навстречу, сзади и сбоку, быстро оценивать постоянные изменения дорожной обстановки и находить наиболее безопасные для себя и пешеходов решения. Все большую помощь водителю в его нелегком труде оказывает техника.
Уже достаточно давно автомобильная промышленность перешла на полупроводниковые и электронные устройства, отказавшись от ненадежных механических реле и других устройств. Взять, к примеру, широко известные схемы электронного зажигания на транзисторах и тиристорах, заменившие механические прерыватели. С введением их в автомобиль резко сократилось число неполадок, повысился срок службы свечей, уменьшился расход топлива на высоких скоростях. Но специалисты не остановились на достигнутом.
Потом была разработана новая бесконтактная система зажигания. Она представляет собой блокинг-генератор, включаемый и выключаемый металлическими лопастями, установленными на валу распределителя. В зависимости от положения лопастей в поле полюсов трансформатора колебания в блокинг-генераторе то возбуждаются, то срываются — устройство действует подобно обычному выключателю.
Широкое применение нашли полупроводниковые приборы и в электронных схемах указателя поворотов. Электромеханические указатели часто выходили из строя из-за подгорания контактов особенно при использовании достаточно мощных сигнальных ламп. На смену им пришли бесконтактные полупроводниковые приборы: транзисторы и тиристоры.
Кроме этого, световая индикация работы указателя поворотов начинала использоваться совместно со звуковой индикацией, что позволило в свое время повысить эффективность работы устройства.
Немало аварий происходит из-за несоблюдения необходимой дистанции между транспортными средствами. И здесь большую помощь оказала электроника. Обсуждался, например, вопрос об установке вдоль шоссе датчиков, которые будут посылать сигналы «путь закрыт» автомобилям, нарушившим определенный интервал, и таким образом предостерегать их от столкновений. Именно так сделано на железных дорогах, где через определенные отрезки пути установлены семафоры.
Пока один поезд не пройдет этот отрезок, другим поездам путь закрыт — красный свет. Обсуждался и другой вариант — использовать для этой цели миниатюрные радиолокаторы, например лазерные на диодах из арсенида галлия, которые бы устанавливались на каждом автомобиле. Такой радиолокатор мог бы быть использован и в системе управления автомобилей, воздействуя соответствующим образом на скорость движения.
Этот метод мог быть использован и для управления тормозами автомобиля. Заметив препятствие, радиолокатор дает команду на остановку автомобиля. Такое автоматическое устройство гораздо надежнее, чем нервная система человека. Острота и скорость реакций человека зависят от его самочувствия, от степени усталости. Автоматическое же устройство срабатывает в любых условиях точно и быстро.
В последние годы, пожалуй, основной проблемой городов является защита окружающей среды от загрязнения парами топлива, выхлопными и партерными газами. Только за последнее десятилетие облако выхлопных газов в крупнейших городах мира увеличилось более чем в 4 раза. Власти ряда стран были вынуждены принять меры по уменьшению токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Активно внедряются электромашины; существуют особые финансовые «поблажки» для обладателей «Теслы».
Электронщики в свое время тоже внесли свою лепту в решение этой проблемы. На некоторые типы автомобилей «Мерседес», «Фольксваген» устанавливались электронные управляющее устройства, составными элементами которых являлись полупроводниковые диоды и транзисторы.
В различных местах двигателя размещались всевозможные датчики и реле, сигналы от которых поступали на управляющее устройство. На основе этих данных определялся оптимальный режим работы двигателя: количество и качество смеси, температура и давление топлива. По мнению специалистов, такая система позволила значительно уменьшить содержание вредных продуктов сгорания в выхлопных газах автомобилей.
И сегодня техника облегчает труд водителя. По недалеко то время, когда автоматика и здесь заменит человека.
…Мы садимся в автомобиль и с недоверием посматриваем на пустующее место водителя. За рулем никого нет. Остается только сообщить автомобилю, куда надо ехать, с какой скоростью, в каком пункте требуется сделать остановку ж прочие необходимые данные о маршруте. Машина трогается с места. Пассажиры избавлены от всяких хлопот: не надо следить за знаками светофора, дорожной обстановкой. Чуткий и точный автоводитель прекрасно разбирается во всех дорожных ситуациях, обходит препятствия, встречающиеся на пути, избегает столкновений, изменяет направление движения.
Сегодня об этом можно только мечтать. Но время, когда такой автоматический автомобиль станет реальностью, не за горами. Встречаются же электрички в метро без машинистов, так почему же не появиться на дорогах автоуправляемым машинам!
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены
« Land Rover Discovery (Ленд Ровер Дискавери) 2017-2018 | В России могут скорректировать ПДД »