История отечественного мотоциклетного бренда «Урал»
Мотоцикл – это весьма популярный сегодня вид транспорта, но вместе с тем он имеет свои специфические особенности. Транспорт этот более индивидуальный, чем многие другие транспортные средства, он не предполагает перевозки большого количества пассажиров, как, например, автомобили. Строго говоря, это просто усовершенствованный велосипед с мотором, но при этом он может достигать очень высоких скоростей.
Одна из основных сфер применения мотоциклов – это спортивные соревнования, но очень широко он использовался не только в мирных целях, но и в военных. Впрочем, может быть благодаря военным этот вид транспорта и получил такое широкое распространение. И огромную роль в этом деле в нашей стране сыграл мотоцикл «Урал», который, невзирая на свое немецкое происхождение, и по сей день является уважаемой классикой отечественного мотоциклостроения.
Потребность в военных мотоциклах во многих странах мира возникла в конце 30-х годов, когда стало понятно: время кавалерии прошло, и «всепроходимую» лошадку следует чем-то заменить, да побыстрее. У нас в стране этому во многом способствовал внук наполеоновского врача, оставшегося в России после ранения, инженер и военный теоретик Ипполит Ипполитович Дюмулен (1897-1942 гг.).
Фанат мотоциклов, он активно выступал за создание мотоциклетных частей в армии, классифицируя их как «бронетехнику». На тот момент самым удачным мотоциклом в Европе считался германский BMW R71, прекрасно зарекомендовавший себя в вермахте.
Кстати, свой «Харлей-Дэвидсон» американские конструкторы «содрали» именно с него, так что немцев можно считать пионерами не только в области авиации и ракетостроения, но и в мотоциклетной технике.
В те годы сталинский СССР и нацистская Германия делали определенные шаги навстречу друг другу в области обмена технологиями, и советское руководство заинтересовалось не только немецкими самолетами, но и мотоциклами. Немцы любезно поделились технологией устаревшей модели BMW, но несколько новейших образцов советские спецслужбы тайно закупили в третьей стране, куда новинки поступили из Германии, разобрали их по винтику и так же тайно доставили в Москву.
Первый мотоцикл советского гонщика Бориса Зефирова (1911-1992 гг.) с усиленной рамой и увеличенным объемом бензобака проехал по брусчатке Красной площади в начале 1941 года как чисто советское изобретение под литерой М-72, где «М» — Москва, а «72» — продолжение немецкой марки R-71. Сталин одобрил эту модель, санкционировал ее производство, и за «тиражирование» мотоцикла взялись сразу три завода, один из которых находился в Москве.
В начале войны столичный завод эвакуировали подальше от приближающегося фронта в уральский город Ирбит, где он занял помещения пивоваренной фабрики. Интересный факт: мест в эшелоне не хватало, и эталонный образец, который сегодня бережно хранится в заводском музее как национальный раритет, ехал на крыше вагона.
В 1942-м году арестованный по ложному доносу как немецкий шпион, Дюмулен погиб, но производство только расширялось. Очень скоро ирбитский завод отправил на фронт первую партию новых мотоциклов, где они показали себя в самом лучшем виде. За войну было выпущено около 10 тысяч экземпляров с установленными на колясках пулеметами, противотанковым ружьями и даже миномётами. В ходе войны появлялись некоторые модификации, но в основном мотоцикл изменился не особенно сильно, потому что конструкция изначально была идеальной, усовершенствования касались только повышения мощности двигателя.
В 1954-м году Никита Хрущёв передал Украине Крым, а военный заказ на мотоциклы — в Киев, где ирбитский М-72 стал выходить под маркой «Днепр». Уральцы же переключились на производство этой техники для гражданского населения. До 1961 года мотоцикл шёл под литерой «М», потом некоторое время назывался «Ирбит», и в 1961-м году марка М-62 получила название «Урал». «Уралы» охотно закупало МВД, а в сельской местности это была настоящая рабочая лошадь, способная везти до полтонны груза, и за это справедливо получила в народе прозвище «зверь». Владельцы фронтовики, вспоминая, как на войне М-72 запросто таскал лёгкие пушки, приделывали к машине самодельные прицепы.
Технические характеристики мотоцикла Урал
Тяжелый двухцилиндровый мотоцикл с отдельным карбюратором на каждый цилиндр, спокойный при езде по ровной дороге (100 км/ч), на бездорожье творил истинные чудеса — это был настоящий вездеход. Главной его особенностью стала карданная передача, задний ход и всепогодность. Простой в эксплуатации, этот «зверь» легко ремонтировался прямо посреди дороги подручными средствами, мог продолжать движение всего лишь на одном цилиндре.
Одна из модификаций имела дополнительный отключаемый кардан на коляску. Однако не всем покорный, он требовал особых навыков управления, и, как сноровистый конь, мог опрокинуть новичка в канаву. Мотоцикл считался «военнообязанным», подлежал регистрации в военкомате. Отцеплять коляску воспрещалось, поэтому у молодежи он был уважаем, но не популярен.
Однако спрос этого мотоцикла только рос. Предложенные 130000 штук при цене на 1980 г. — 1750 руб., это спрос не покрывали. Технические характеристики мотоцикла не уступали лучшим западным образцам. Дряхлеющие кремлевские старцы решили, что при таком положении дел модернизация ни к чему, и наступило технологическое отставание. Впрочем, до конца советской эпохи Ирбит — мотоциклетная столица — чувствовал себя неплохо. Пример данного предприятия позволяет судить о том, что не все в экономике Страны Советов было отвратительно даже перед ее крушением.
После развала СССР, отпуска цен, космической инфляции, обнищания народа, стало не до мотоциклов. А разбогатевшим на грабеже страны бывшим коммунистам они были совсем не нужны. Завод превратился в АО «Урал-Мото», но предприятие от банкротства это не спасло. Из 10 тысяч рабочих осталось на производстве всего 150 человек, да и те занимались не изготовлением мотоциклов, а тем, что могло принести хоть какую-то выгоду в так резко изменившихся экономических условиях.
На закате атомного века об «Урале» вспомнили байкеры А. С. Залдостанова (известного под именем Хирург) «Ночные волки». Образовавшийся тандем оказался успешным: модель «Урал-Волк» — стильный и элегантный круизер, должный занять достойное место среди собратьев, если бы не цена. Лишившись смежников, завод вынужден был закупать импортные комплектующие и отказаться от массового производства ради эксклюзивной ручной сборки, что и привело к удорожанию продукции.
На внутреннем рынке стоимость мотоцикла зашкаливает за 400 тыс. рублей, что в этом сегменте делает его не конкурентоспособным. Раритетный экземпляр при этом торгуется от 10-20 тыс. руб. В любом гараже найдётся умелец способный поставить его на ход. Но скорей всего ещё потребуется и «донор». В «Урале» много мелких уникальных деталей, которые придётся собирать с «миру по нитке». Награда — характерный, неторопливый звук работающего мотора, и толпа восторженных любопытных.
Ради выживания завод переключился на создание востребованных чопперов. Из созданных трёх моделей, как уже говорилось, наибольший успех получил «Волк». «Вояж» и «Кобра» ценны исключительно своей уникальностью и почти музейной редкостью. В борьбе за жизнь завод и дальше собирался двигаться в этом направлении, но традиционного «колясыча» спасли… арабы.
В 2002-м году Ирак, по программе «Нефть в обмен на продовольствие», разместил заказ на 2000 мотоциклов минимальной комплектации, серого цвета для сельского хозяйства. В преддверии войны все поставленные мотоциклы попали в армию. Иракские «самоделкины» — точно без русского совета не обошлось!!! — приваривали к коляске листы железа, имитируя броню. При виде такой «бронетехники на трех колесах» с пулеметом, янки чувствовали себя не уютно. Однако по окончания войны, даже невзирая на кардинальную смену правительства, поставки продолжились.
Рожденный из немецкой идеи, русский мотоцикл с коляской — мечта байкеров-ортодоксов. И мода на ретро не причем! Каждый любитель путешествовать по бездорожью знает: есть Russian Military Motorcycle, которому плевать на термометр, снег, грязь и песок. 60 дилеров ежегодно продают около 1000 «Уралов» по цене до 15 тыс. долларов. Пик продаж пришелся на 2011-й год, когда дотошные папарацци засняли Брэда Питта с сыном на «Урале Турист».
«Урал» — это мотоцикл — легенда! Его можно ругать. Им можно восхищаться. Его нельзя не уважать. Им стоит гордиться.
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены
« Geely-Volvo показала новый шикарный седан Lynk & Co 03 | Райдшеринг или личный автомобиль? »