Двадцать восемь лет жизни, или История создания ГАЗ-3102 (GAZ-3102)
Еще до того, как ГАЗ-24 встал на конвейер, в Горьком всерьез задумались о его преемнике. Новая модель должна была не только заменить «двадцать четвертую», но и стать своеобразным промежуточным звеном между штучными лимузинами, собираемыми на ГАЗе, и «ширпотребными» Волгами. Для этого перспективная модель должна была быть «больше, лучше, мощнее», но при этом выпускаться серийно. Немаловажно и то, что «улучшенная» Волга теоретически могла бы продаваться за рубежом и приносить заводу валютный доход. Но для того чтобы потеснить конкурентов, одних лишь солидных габаритов было мало. Не меньшее внимание притязательные европейцы обращали и на другие факторы – качество отделки, уровень оснащения и комфорт.
Увы, но в начале 70-х Минавтопром СССР стремление «газовцев» создать перспективную модель и выйти на внешние рынки не оценил. была сделана на развитие автогиганта в Тольятти, в результате чего остальным советским автопроизводителям доставались лишь жалкие крохи от огромного финансового «пирога». Не имея свободных денег, заводчанам пришлось конструировать новую модель на уже имеющейся платформе ГАЗ-24. Первые прототипы в соответствии с принятой в отрасли классификацией получили индекс 3101.
Если подходить к оценке новинки строго, то это была скорее модернизированная «двадцать четвертая», а не полностью новый автомобиль. Силовая структура кузова осталась нетронутой, штампы дверей и крыши также менять не пришлось. По большому счету существенным изменениям были подвергнуты разве что передняя и задняя части ГАЗ-24. И хуже всего, что новые оптика и радиаторная решетка не сделали автомобиль краше.
Первые прототипы ГАЗ-3101 смотрелись скромно. Лишь после того как в 1977 году появилась новая Чайка ГАЗ-14, дизайнеры решились внести в облик проекта 3101 существенные изменения. Плавные линии ушли в прошлое, а им на смену пришли куда более угловатые черты, «как у Чайки». Хотя особо разгуляться дизайнерам в любом случае было не суждено. Любые изменения во внешности должны были гармонировать со средней частью от «двадцать четвертой».
Более поздние прототипы получили индекс 31011 и наконец-то стали смотреться действительно солиднее предшественника. Естественно, что и интерьер у новой Волги был совершенно другой. Основные же новшества от глаз были скрыты. На автомобиль стали устанавливать травмобезопасные утопленные в кузов ручки, а сам кузов имел сминаемые зоны, что положительным образом влияло на безопасность. От относительно маломощной бензиновой «четверки», естественно, также отказались. Под капотом ГАЗ-31011 прописался бензиновый V8 более четырех литров. И пусть до министерской Чайки ГАЗ-31011 все-таки не дотягивал, но и от массовой «двадцать четвертой» Волги его отделяла пропасть.
Увы, но на создании прототипов дело застопорилось. Организовать массовое производство малогабаритного восьмицилиндрового двигателя заводчане не смогли, а потом и вовсе стало понятно, что данный силовой агрегат для автомобиля великоват. Не зря же западные аналоги в большинстве своем имели под капотом куда более скромные бензиновые V6, а то и вовсе экономичные дизели. Большой проблемой стала и необычная система зажигания форкамерно-факельного типа.
Заводчанам, доводившим ее до ума несколько десятилетий, она была знакома очень хорошо, чего нельзя было сказать об обычных ремонтниках. И то, что «форкамера» делала новую Волгу одновременно динамичной и экономичной, утешало мало. Большинство автомобилей такого класса в СССР все равно заправлялись за казенный счет. Неудивительно, что постепенно сложный силовой агрегат был полностью вытеснен обычным ЗМЗ-402. Последний, в свою очередь, уступил свое место двигателю ЗМЗ-406.
С автоматической трансмиссией также не сложилось. А вот над другими агрегатами «тридцать первой» на ГАЗе поработали серьезно. Благодаря измененным углам установки колес новая Волга поехала гораздо лучше «двадцать четвертой». Весьма кстати пришлись и лицензионные дисковые тормоза Girling. Соединенные с задним контуром четырехпоршневые суппорты позволяли тормозам сохранить работоспособность даже в случае разгерметизации переднего контура. Для автомобиля, на котором предполагалось возить «не последних» людей в стране, это качество было немаловажным.
До конвейера автомобиль добрался только к 1981 году, сменив при этом индекс на 3102. Выпуск первых партий автомобиля было решено приурочить к XXVI съезду КПСС. В это же самое время свой юбилей был и у заводчан – 50-летие самого ГАЗа. Серийное же производство началось еще спустя год. Как и предполагалось, новый ГАЗ-3102 стал на ступеньку выше «двадцать четвертой», которая к этому времени выпускалась уже более пятнадцати лет.
И хоть продавать ГАЗ-3102 в частные руки формально не запрещалось, но в первые годы после старта производства автомобили попадали разве что в гаражи госструктур. Даже таксистам и милиции о «тридцать второй» мечтать не приходилось.
Возможно, это было даже к лучшему. В первые годы качество выпускаемых автомобилей оставляло желать лучшего. Зачастую процент брака доходил до 70, что никак не способствовало наращиванию объемов производства. В то время как с конвейера ежегодно сходили десятки тысяч обычных Волг, объем выпуска ГАЗ-3102 в лучшем случае доходил до 3 тысяч экземпляров в год. Благо, что к середине 80-х с большинством «детских болезней» справиться удалось. После распада Союза «тридцать вторую» можно было купить свободно. Но это как раз тот случай, когда «дорога ложка к обеду». Хлынувшие с запада иномарки так и не позволили новой Волге стать символом престижа.
К тому же на подходе был ГАЗ-3105, который по всем показателям был куда современнее «тридцать второй». По объективным причинам в серию он так и не пошел, благодаря чему ГАЗ-3102 смог продержаться на конвейере до 2009 года. На двадцать восьмом году жизни автомобиль навсегда покинул конвейер.
История создания ГАЗ-3102:
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены
« Porsche Mission E Cross Turismo (Порше Миссия Е Кросс Туризмо) | Tesla Model 3 (Тесла Модель 3) »