Ягодка опять, или История создания Лады Калины (LADA Kalina)
Конец девяностых годов прошлого века для Волжского автомобильного завода выдался напряженным. Заводчане не спешили снимать с производства давно устаревшую «классику», работали над обновлением сравнительно свежего ВАЗ-2110, но вместе с этим понимали, что на одной лишь модернизации уже существующих моделей въехать в новый век не удастся. Завод отчаянно нуждался в совершенно ином автомобиле, свежий дизайн и техническая новизна которого могли бы привлечь к отечественной продукции покупателя. И вскоре он появился – компактная малолитражка со свежим дизайном, получившая имя «Лада Калина».
Проект небольшого «народного автомобиля» на ВАЗе был разработан еще в начале 90-х годов по заказу концерна AVVA. Однако тогда денег для постановки новой модели с внутризаводским индексом 1116 не хватило. О компактном городском автомобиле вспомнили лишь через несколько лет.
Тогда же на ВАЗе было принято решение, что в основе будущей «Калины» вполне может лежать платформа от Самары и «десятки». Решение вполне очевидное – разработку принципиально новой основы отечественный автогигант не мог осилить финансово. К тому же благодаря вмешательству специалистов Porsche переднеприводная «вазовская» платформа оказалась весьма удачной и не требовала быстрой замены.
Теоретически новая модель так же, как и другая продукция ВАЗа, могла носить индекс, начинающийся с привычной двойки. Однако к моменту появления Калины автомобильный С-класс заметно подрос. Заводчане здраво рассудили, что автомобиль на платформе Самары достойную конкуренцию лидерам класса составить не может, и решили позиционировать Калину как автомобиль класса B. Этот ход к тому же позволил развести продукцию ВАЗа по разным рыночным углам и избежать внутреннего каннибализма.
Первым на свет появился седан 1118. Но поскольку при работе над новой моделью речь изначально шла о нескольких версиях, то пятидверный хэтчбек 1119 себя ждать не заставил. Универсал 1117 в серийное производство был запущен последним. В планах у заводчан был еще и компактный минивен, но по технологическим соображениям от его производства было решено отказаться. Все семейство «Калина» выглядело в духе своего времени.
Господствовавший в девяностых биодизайн определил основные черты автомобилей – округлые формы, лаконичные линии, внешняя простота. Не сказать, что Калина получилась на загляденье, но и откровенно негативных эмоций дизайн автомобиля не вызывал. Дошло до того, что Калину решились поставлять на экспорт. Причем не куда-нибудь, а в пресыщенную Германию. Естественно, что о больших объемах продаж никто и не мечтал, но сам факт попытки выхода на европейский рынок заслуживает уважения.
Интерьеры «десятки» и Самары с округлой внешностью Калины явно не гармонировали. В том числе и поэтому «вазовцам» пришлось отказаться от имеющихся наработок и подойти к проработке внутренней компоновки автомобиля с чистого листа. Благодаря использованию математических моделей и новейшего оборудования внутри Калина оказалась на удивление просторной. При той же базе, что и у других переднеприводных моделей ВАЗа, новая модель оказалась более выверенной в плане эргономики. При этом даже несмотря на дефолт 1998 года, на дизайне и технических решениях интерьера на ВАЗе экономить не стали. И это дало результат – интерьер Калины получился вполне современным.
Свою положительную роль сыграло и то, что «вазовцы» перестали стесняться обращаться к зарубежным поставщикам комплектующих. Те же механизмы регулировки спинки сиденья, например, стали закупаться у немецкой компании Keiper.
Для ВАЗа Калина стала революционной моделью еще и потому, что именно на этом автомобиле были реализованы многие новшества, ранее знакомые только по иномаркам. Светодиодная подсветка приборов, маршрутный компьютер, заводской кондиционер для люксовой комплектации, фары с электрокорректором – на фоне остальной продукции Волжского автомобильного завода Калина казалась сверхсовременным автомобилем. Другое дело, что сравнение с европейскими и японскими одноклассниками Калина выдерживала уже с трудом. Немного подпортили репутацию и «детские болезни». На автомобилях из первых партий отказывало порядка трети усилителей рулей. Чуть позже узел доработали, но доверие к Калине было подорвано.
Тем не менее появившейся в 2004 году в продаже Калине сопутствовал успех. Покупателей доступных седана, хэтчбека и универсала вполне устраивала неплохая управляемость автомобиля, что в сочетании с просторным для своего класса салоном и ремонтопригодностью позволило Калине противостоять грозным соперникам – Daewoo Nexia и Renault Logan первого поколения. На конвейере «первая» Калина продержалась почти десять лет – до 2013 года, когда ей на смену пришла «ягодка» второго поколения.
© rusavtoplus.ru, 2013-2024 | Все права защищены